Все дети абсолютно разные! У всех разные характеры, привычки, вкусы. Речь у каждого ребёнка появляется также по-разному.
Но всё же есть нормы появления звуков:
Уже с полутора-двух месяцев ребёнок начинает гулить — произносить так называемые «псевдоречевые» звуки, не всегда совпадающие со звуками родного языка.
Сначала появляются гласные звуки, а затем — сложные комплексы звуков, похожие на «агу», «ага», «уги» и т.д. Длится этот период примерно до пяти месяцев затем появляется лепет.
В период лепета ребёнок повторяет за взрослым и произносит самостоятельно отдельные слоги и цепочки слогов, содержащие гласные и простые согласные: па-па-па, ма-ма-ма, га-га-га, бу-бу-бу и т.д. Продолжается период лепета до 10-12 месяцев.
К двум годам ребёнок должен освоить и чётко произносить гласные звуки: [а], [у], [о], [и] и самые ранние по времени появления согласные: [к], [к'], [г], [г'], [м], [м'], [п], [п'], [б], [б'], [т], [т'], [д], [д'], [н], [н'].
К трём годам ребёнок осваивает звуки [в], [в'], [ф], [ф'], [ы], [э], [х], [х'], [с'], [з'], [л']. До трех лет возрастной нормой считается смягчение согласных звуков («сяпка» вместо «шапка», «дём» вместо «дом» и т.д.).
В период с 3 до 4 лет по-прежнему отмечается нарушение произношения звуков [с], [з], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р']. Эти звуки заменяются более простыми (например: [с] на [т], [т'] или [с']; [р] на [7 (читается как й), [л'] или опускается и т.п.). К четырем годам большинство детей правильно произносит свистящие звуки: [с], [с'], [з], [з'], [ц] и хорошо различает их в свободной речи, а так же шипящие [ш, ж].
В 5 лет у ребёнка появляются сонорные звуки: [л, л'], [р, р'].
К 5-6 годам речь ребёнка в идеале должна быть чистой и грамотной.
И если у вашего ребёнка не так, не ждите, что всё нормализуется само собой.
Отведите ребёнка к логопеду на диагностику. Чем раньше выявлена проблема, тем легче и быстрее её решить.