«Узнай по вкусу» Попросите ребенка закрыть глаза и на вкус определить, что за продукт он пробует. Отсутствие зрительной информации значительно усиливает вкусовые впечатления.
«Чем пахнет?» Из подручных средств можно составить целый ароманабор (например: чеснок, кофе, корица, ягоды, огурец, лимон, шоколад и т.д.). Попросите ребенка закрыть глаза и угадать предмет по запаху. Также можно предложить ребенку нарисовать, с чем у него ассоциируется тот или иной аромат.
«Чей звук?» Взрослый прячется за «ширмой» и с помощью предметов издает различные звуки: шуршит пакетом, рвет бумагу, стучит ложками, звенит колокольчиком, переливает воду и т.д. Ребенок должен догадаться, какому предмету соответствует каждый звук.
«Угадай по описанию» Загадайте животное, а ребенок должен попытаться отгадать, кто это, используя наводящие вопросы («Оно большое или маленькое?», «Где оно живет?», «Чем питается?» и т.д.).
«Волшебный мешочек» Для этой игры понадобится непрозрачный мешочек и мелкие предметы различной формы и текстуры. Основываясь на своих тактильных ощущениях, ребенок должен вытащить ту вещь, которую Вы ему опишите.
«Что сначала, что потом?» Упражнение заключается в том, чтобы определить правильный порядок этапов жизни различных существ (например, бабочки, лягушки, птицы, человека).
«Когда это бывает?» Подготовьте сюжетные или предметные картинки с признаками времен года (например: падающие листья, зеленая трава, замерзшая река, подснежники). Ребенок должен правильно соотнести признаки с временами года.
«От какого дерева лист» Эту игру можно проводить как на улице с настоящими деревьями и листьями, там и дома (используя карточки с картинками). Задача заключается в том, чтобы найти дерево по его листу.
«Кто, чей малыш» Предложите ребенку помочь мамам найти своих малышей (нужно правильно соединить картинки со взрослыми животными и их детенышами).
«Кто, где живет» Подготовьте карточки с изображением животных и их жилищами (например: белка — дупло, муравей — муравейник, птица — гнездо, крот — нора и т.д.). Ребенок должен правильно распределить карточки и постараться объяснить свой выбор.
«Похож - не похож» Взрослый загадывает двух животных, называя их сходства и различия (к примеру: большие, с копытами, с гривой, одна полосатая, а другая коричневая — это зебра и лошадь). Отгадывая, ребенок научится выделять существенные признаки.
«Кому это пригодится?» Эта игра поможет составить представление ребенка о различных профессиях. Задача ребенка соотнести инструмент (или просто атрибут) с определенной профессией (повар — кастрюля, водитель — руль, космонавт — скафандр и т.д.).
«Мой город» Прогуливаясь с ребенком, поговорите о достопримечательностях и интересных местах вашего города, сделайте их фото. Затем вместе с ним нарисуйте карту города или района и предложите ему угадать, где находится та или иная достопримечательность.